Задвижка клиновая относится к классу регулирующих запирающих элементов конструкции трубопровода, предназначенной для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды. Сам процесс перекрытия выглядит следующим образом: рабочая среда перекрывается за счет затвора, который, в свою очередь, входит в пространство между седлами механизма, расположенных под углом относительно друг друга. В зависимости от материалов и оснащения задвижки клиновой, цена может различаться от модели к модели.
Существуют различные классификации данного механизма так, например, различают их по типу материала корпуса: задвижка клиновая стальная, чугунная, латунная и другие. По типу соединения задвижки бывают:
Существует так же классификация в зависимости от приводов, например, задвижка клиновая фланцевая с электроприводом, с гидроприводом, с пневматическим приводом и другие. Наиболее распространенными являются электроприводы за счет своей простоты, надежности и быстрого срабатывания.
Конструкция клиновых задвижек достаточно проста. Механизм состоит из маховика, нескольких втулок, оси, шпинделя и непосредственно корпуса, который в большинстве случаев является литым и не подвергается замене и разбору. Вверху конструкции располагается подвижная (ходовая) втулка, которая обеспечивает надежное удержание клина, когда маховик снят и сама задвижка установлена в верхнем положении. Втулка верхнего уплотнения вкупе с графитовой набивкой в сальнике призваны обеспечить максимальную герметизацию, в особенности когда задвижка полностью открыта. Шпиндель клиновой задвижки соединяется непосредственно с клином, плотно прилегая к нему, тем самым обеспечивая надежность закрытия. Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем достаточно распространенный тип задвижки, в виду простоты и надежности конструкции. Стоит заметить, что запорный элемент механизма покрыт слоем резины ради обеспечения большей плотности прилегания.
Сам по себе клин делится на несколько видов: упругим, жестким и двухдисковым. Жесткий клин является весьма надежным и прочным с точки зрения герметизации рабочей среды, однако он требует наибольшей точности в установке – угол клина должен идеально совпадать с углом между седельными креслами. Упругий клин является модификацией двухдискового, где скрепление дисков осуществляется за счет гибкого элемента для более плотного прилегания к затвору. Его преимуществом, несомненно, является отсутствие сложностей при процессе монтажа и простой конструкцией механизма. Двухдисковый клин, как следует из названия, является механизмом из двух сцепленных дисков, что самостоятельно укладываются к седельному элементу задвижки, корректируя свое расположения для большей герметичности.